Лето навылет

04 сентября, 2021 Нет комментариев

Лето навылет

Лето навылет

Блокбастеры не вытянули сезон

Газета «Коммерсантъ» №159 от 04.09.2021, стр. 2

Так называемый сезон блокбастеров, который длится в кинопрокате с мая по август, в этом году принес на 39% меньше кассовых сборов, чем в докризисном 2019 году. Премьеры «Форсажа 9», «Круэллы» и «Отряд самоубийц: Миссия навылет» не смогли переломить тенденцию: хотя для посещения кинотеатров QR-код был не нужен, люди ходили в кино реже, а после снятия ограничений уехали в отпуска.

Кассовые сборы с 1 мая по 31 августа 2021 года в России и странах СНГ составили 11,937 млрд руб., указано в исследовании издания «Бюллетень кинопрокатчика» (БК, есть у “Ъ”). По сравнению с аналогичным периодом 2019 года сборы упали на 39%, билеты в кинотеатры за четыре месяца купили 45,3 млн зрителей, что на 43% меньше, чем в доковидный период, при этом средняя цена билета выросла на 7,3%, с 245 руб. до 263 руб. В тройку лидирующих релизов по сборам за этот период вошли «Форсаж 9», «Круэлла» и «Отряд самоубийц: Миссия навылет».

Период с 1 мая до конца августа считается сезоном блокбастеров, поскольку голливудские студии выпускают в прокат высокобюджетные премьеры чаще обычного — сиквелы популярных франшиз, экранизации комиксов, боевики и пр.

Если не считать 2020 года, когда сезон блокбастеров оказался мертвым из-за закрытых из-за пандемии кинотеатров, в последний раз сборы за этот период снижались только в 2011 году (до 10,1 млрд руб.), указывают в БК. Доля кинокассы сезона блокбастеров в этом году в общих валовых показателях первых восьми месяцев составила 42,2%, что является самым высоким значением за все время наблюдения за этим периодом, указано в исследовании, то есть по сравнению с первыми четырьмя месяцами года результаты летнего сезона получились даже лучше, чем раньше.

Падение оборота объединенной киносети «Синема парк» и «Формула кино» в сезон блокбастеров по отношению к 2019 году было сопоставимым, говорит ее директор по маркетингу Сергей Кузнецов, «в районе 40%». «У нас и раньше было понимание, что в 2021 году мы не достигнем докризисного уровня, хотя надеялись, что показатели будут чуть лучше»,— признает господин Кузнецов.

Обороты «Каро» в сезон блокбастеров 2021 года по сравнению с тем же периодом 2019 года упали примерно на 30%, говорят в пресс-службе этой киносети.

Основной причиной снижения сборов в БК называют рост заболеваемости COVID-19 в июне и связанное с ним усиление ограничительных мер. «Даже притом, что основной удар был нанесен по ресторанному бизнесу, кинопрокат легким испугом не отделался»,— указывают в БК.

«Летом у нас была фактически третья волна: QR-коды в некоторых городах, нехороший информационный фон в контексте посещения массовых мероприятий. А когда пандемийные ограничения начали снимать, люди разъехались в открытые страны вроде Турции»,— подтверждает Сергей Кузнецов. Если бы не действующие ограничения на рассадку в 50%, показатели многих проектов, таких как «Круэлла», «Черная вдова» или «Отряд самоубийц: Миссия навылет», «могли бы быть внушительнее», добавили в пресс-службе «Каро».

За счет осени, по прогнозу Сергея Кузнецова, рынок может улучшить показатели и закончить год с падением 20–25% к 2019 году. На сентябрь намечена премьера «Дюны», новой серии саги о Джеймсе Бонде «Не время умирать»; в декабре выйдет четвертая часть «Матрицы». «Ожидания от осенних релизов, если все останется в плане, достаточно высокие»,— заключает Сергей Кузнецов. В «Каро» среди ожидаемых премьер до конца года отмечают продолжения «Человека-паука», «Зверопоя» и «Последнего богатыря». «Все вернулись из отпусков, и отдых в кинотеатрах стал еще более актуальным, поэтому прогнозы на осень самые оптимистичные. Прогнозы могут сильно поменяться, если снимут ограничения, на что мы все рассчитываем»,— заключили в «Каро».

Валерия Лебедева