Ввод единственной верфи в Якутии откладывается

17 августа, 2021 Нет комментариев

Ввод единственной верфи в Якутии откладывается

Ввод единственной верфи в Якутии откладывается

Минпромторг предлагает перенести сдачу завода в Жатае на 2023 год

«Коммерсантъ» от 17.08.2021, 20:56

Среди ключевых причин сдвига сроков с 2021 на 2023 год — затяжки с согласованием финансирования проекта и недостаточные темпы строительных работ. По замыслу верфь должна обеспечить в будущем бесперебойные грузоперевозки в Ленском бассейне и Арктической зоне РФ, в том числе по Северному морскому пути.

Минпромторг предлагает перенести ввод в эксплуатацию Жатайской судоверфи, расположенной в Якутии, с 2021 на 2023 год. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства от 13 июня, опубликованному на regulation.gov.ru. Судя по пояснительной записке, министерство не считает вероятной сдачу судоверфи в текущем году, а срыв сроков, если они не будут продлены, приведет к взысканию с созданного под проект АО «Жатайская судоверфь» неустойки за невыполненные обязательства.

А это, отмечает в документе Минпромторг, «крайне отрицательно» скажется на предприятии и, как следствие, замедлит реализацию проекта.

По замыслу верфь должна возникнуть на базе судостроительного и ремонтного завода, построенного еще в 1943 году в поселке Жатай под Якутском. Предполагается, что в будущем судоверфь, стоимость которой изначально оценивалась в 5,75 млрд руб. (см. “Ъ” от 28 июня 2017 года), сможет строить 10, модернизировать — 6 и ремонтировать 120 судов в год. Это, в свою очередь, поможет обеспечить бесперебойные грузоперевозки в изолированном от других рек и поэтому труднодоступном Ленском бассейне, а также в Арктической зоне РФ, в том числе по Северному морскому пути. «Значимость верфи очень важна именно в контексте развития речного судоходства и обновления речного флота Ленского бассейна»,— говорит генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

На проект в 2019–2021 годах было выделено 4,1 млрд руб. бюджетных инвестиций, а в 2016–2018 годах также было привлечено 750 млн руб. от Корпорации развития Республики Саха.

Одной из причин переноса сроков Минпромторг называет несвоевременное привлечение АО «Жатайская судоверфь» кредитных средств для приобретения оборудования.

Это произошло потому, что власти Якутии затянули сроки выдачи гарантий того, что затраты компании на оплату основного долга и процентов по кредиту будут компенсированы. Также, отмечается в пояснительной записке, сроки необходимо перенести из-за низких темпов работ подрядной организации. Кроме того, помещения Жатайского судостроительного и ремонтного завода не были своевременно переданы под строительство. Свою роль в низких темпах реализации проекта сыграли также, как отмечает Минпромторг, аномально низкая температура минувшей зимой и сложная транспортная доступность поселка Жатай и Якутии в целом, препятствующая своевременным поставкам стройматериалов из других регионов страны.

Однако в опубликованном 16 августа сообщении правительства Якутии глава правительства республики Андрей Тарасенко заявил, что сроки завершения первого этапа проекта — конец текущего года — «никто не отменял».

С учетом достаточно активных строительных работ в настоящий момент вполне вероятно, что их основной объем будет завершен если не к концу 2021 года, как заявляют власти региона, то хотя бы к весне-лету 2022 года, считает Михаил Бурмистров. При этом, по мнению эксперта, скорректированные сроки выглядят более реалистичными, поскольку необходимо будет закупить, поставить и наладить работу дополнительного оборудования верфи. «С точки зрения источников финансирования ситуация выглядит довольно благоприятной, так как основной объем средств предоставило государство, а Якутия сформировала гарантии для привлеченных в проект займов»,— говорит эксперт. Значительных негативных последствий в переносе ввода верфи на 2023 год господин Бурмистров не видит. В Минпромторге на соответствующий запрос “Ъ” не ответили.

Маргарита Афанасьева